Перекрестье династий.

 

Мой дед Разумов Семён Петрович в 1890 году переступил порог церковноприходской школы в Ядринском уезде Казанской губернии. В свои неполные 18 лет стал сельским учителем. Работая, не забывал о своих семейных заботах. Поставил на ноги семерых своих детей. Все  три сына пошли по его стопам, а дочери получили начальное образование. Старший, Виктор, кроме успехов на педагогическом поприще, прославился и своим увлечением. Он собирал чувашский фольклор, подготовил и написал многотомный сборник песен, поговорок и пословиц под названием «Эпоха». В 1927 году с этим сборником участвовал в выставке ВДНХ и получил диплом. Мой отец, Никандр Семёнович, тоже был сельским учителем. Пётр Семёнович работал в Казани педагогом в сфере профтехобразования. Однако ни один из трёх братьев не сумел доработать педагогом до пенсии. Виктору и Никандру помешали сталинские репрессии, а младший,  Пётр, уйдя добровольцем на фронт, погиб на войне.

Моя мать, Нигиль Екатерина Ивановна, также работала в школе, её стаж составил 41 год. Бабушка моей жены – Ефремова Любовь Иосифовна была учительницей начальных классов, заслужила звание отличника народного просвещения, была награждена орденом Ленина. Обе её дочери также связали свои судьбы со школой.

Таким образом, в нашей семье пересеклись две учительские династии – Разумовых – Нигиль и Ефремовых – Корочковых. Наш общий педагогический стаж составляет почти 400 лет.

 

Юлий Никандрович Нигиль, ветеран педагогического труда.

 

 

Класс:  12      Учитель – Нигиль Юлий Никандрович

 

Тема:  «Шоковая терапия» и кризис двоевластия (1991-1993)

Цель урока: оценить роль и значение событий 1992 1993 гг. для формирования основ социально-экономичес­кого и политического строя современной России.

Планируемые результаты

Учащиеся узнают  о:

—    критическом состоянии российского общества и го­сударства после распада СССР;

—    сущности политики «шоковой терапии» и ее роли в переходе к рыночным отношениям;

—    политике приватизации, ее первых итогах и проти­воречивости последствий;

—    причинах и характере противостояния Президента и оппозиции в 19921993 гг.;

—    роли  и  значении  событий  сентября   —  октября 1993 г. для формирования новой политической системы
России.

План

  1. 1.         Россия на рубеже 1991—1992 гг.
  2. «Шоковая терапия».
  3. Приватизация.
  4. Федеративный договор.
  5. Противостояние Президента и оппозиции.
  6. События 21 сентября — 4 октября 1993 г.
    Опорные знания

Даты и события:

2 января 1992 г. — либерализация цен

1992 г. — начало ваучерной приватизации

31 марта 1992 г. — подписание Федеративного договора

Имена:

Б, Н. Ельцин, Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, Д. Дудаев, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, Алексий II.

Понятия:

Дефицит бюджета; ваучер; приватизация; оппозиция.

Оборудование

Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комп­лект плакатов советского времени, электронный учебник «История России. XX век».

Работа с CD

«История России. XX век» (§ 52).

Задания к иллюстрациям

Определите смысл требований бастующих учителей Якутска в 1992 г. (с. 260).

Кого вы видите на фотографии на с. 262? Что вы знаете об этих людях? Какие посты они занимали в 1992 г.?

Используя фотографию на с. 262, составьте краткий рассказ о приватизации в России и ее последствиях.

Кем являлся Р.И. Хасбулатов (с. 265) в начале 90-х гг.? Каких политических взглядов он придерживал­ся? Как они изменились после его избрания председате­лем Верховного Совета РСФСР?

Используя фотографию на с. 268, составьте краткий рассказ о событиях 21 сентября — 4 октября 1993 г.

Работа с документами

1)  Чем можно объяснить необходимость введения сво­бодных цен? Можно ли было иным способом обеспечить переход к рынку? Почему этот переход обычно называют «шоковой терапией»? Составьте план и напишите статью на тему «Либерализация цен в России в 1992 г.».

ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РСФСР «О МЕРАХ ПО ЛИБЕРАЛИЗА­ЦИИ ЦЕН». 3 ДЕКАБРЯ 1991  г.

В соответствии с постановлением Съезда народных де­путатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О социально-эконо­мическом положении в РСФСР» постановляю: 1.    Осуществить со 2 января 1992 года переход в основ­ном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, то­
вары народного потребления, работы и услуги.

Государственные закупки сельскохозяйственной продук­ции также производить по свободным (рыночным) ценам.

  1. Установить со 2 января 1992 года применение госу­дарственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-техни­ческого назначения, основных  потребительских товаров и услуг по перечням.
    1. Правительству РСФСР:

определить предельный уровень цен и тарифов на конк­ретные виды продукции производственно-технического на­значения, основные потребительские товары и услуги, по­рядок их регулирования;

ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов;

осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверен­ными государствами — бывшими союзными республика­ми — переход на расчеты по согласованной межгосудар­ственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.

2)  На основании приведенного документа дайте оцен­ку ликвидации системы Советов в России. Почему это бы­ло сделано? Найдите в дополнительной литературе и ресурсах Интернета материал, который отражал бы различ­ные точки зрения в обществе на этот процесс.

ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПО­ЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 21 СЕНТЯБРЯ 1993 г.

В Российской Федерации сложилась политическая ситу­ация, угрожающая государственной и общественной безо­пасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осу­ществляемая в Верховном Совете обструкция политики все­народно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций испол­нительной власти вместо Совета Министров со всей очевид­ностью свидетельствуют о том, что большинство в Верхов­ном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского наро­да, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Основываясь на статьях 1, 2, 5, 121 Конституции РФ, ито­гах референдума 25 апреля 1993 года, постановляю:

  1. Прервать осуществление законодательной, распоря­дительной и контрольной функций Съездом народных депу­татов РФ и Верховным Советом РФ. До начала работы но­вого двухпалатного парламента РФ и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ...
  2. Конституционной комиссии и Конституционному со­вещанию представить к 12 декабря 1993 года единый со­гласованный проект Конституции РФ...

5. Назначить выборы в Государственную думу Феде­рального Собрания РФ на 11 — 12 декабря 1993 года...

9. Заседания Съезда народных депутатов РФ не со­зываются. Полномочия народных депутатов РФ прекраща­ются.

10. Предложить Конституционному Суду РФ не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания РФ...

17. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписа­ния.

Прошу граждан России поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.

Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса

Осенью 1991 г. и зимой 1991/92 г. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства.

Страна имела не сформированный полностью админи­стративный аппарат. Началась долгая и трудная пере­группировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В ряде случаев пришлось формировать но­вые органы власти.

У России не было границ, подтвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и погранич­ной служб. Бывшие союзные республики, имевшие когда-то административные границы с РСФСР в рамках СССР, теперь пожелали пересмотреть их в свою пользу.

7 мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подпи­сал указ о создании Вооруженных сил России. До этого момента у России официально не было армии и флота.

После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. провозгласили свой государ­ственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора.

Однако внимание российского общества и руководства России было сосредоточено не на национально-государ­ственном строительстве, а на экономике.

1 ноября 1991 г. Съезд народных депутатов предоста­вил Президенту РФ широкие дополнительные полномочия для проведения экономических реформ. Он получил пра­во лично возглавить и сформировать правительство.

Основными направлениями программы реформ были:

  1. Либерализация цен и торговли. Введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия — установ­ление рыночной стоимости товаров, ликвидация товарно­го дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулиро­вание деловой активности, ускорение товарооборота, скла­дывание новой торговой сети.
  2. Финансовая   стабилизация.   Ожидаемые   результа­ты   —  снижение  инфляции,   установление  устойчивого курса рубля.
  3. Широкая  приватизация  государственной  собственности.   Ожидаемые   итоги   —   превращение   граждан   в собственников,   формирование  у  людей  экономических
    стимулов для деловой активности.

Первые два направления экономической реформы по­лучили название «шоковая терапия».

Либерализация цен началась 2 января 1992 г. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободными. Парал­лельно осуществлялись меры по сокращению дефицита бюджета. Государство фактически перестало инвестиро­вать в промышленность и сельское хозяйство. Все государ­ственные расходы, особенно связанные с производством вооружений и поддержкой дружественных стран, были резко сокращены или вовсе прекращены. Была изменена налоговая система — введен налог на добавленную стои­мость в размере 28%. В сельском хозяйстве команда реформаторов встала на путь реорганизации колхозов и сов­хозов в акционерные общества и товарищества, поддерж­ки фермерских хозяйств.

Эффект этих мер был противоречив. Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. В магазинах появились сыр, масло, колбаса, уменьши­лись очереди. Дефицит товаров сменился дефицитом денег. В результате «заработал» рубль — именно это реформаторы в тот момент считали главным условием выхода из экономического кризиса.

Однако наполнение прилавков не было достигнуто за счет роста производства. Напротив, в 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 14,8%, промышлен­ное производство — на 18%. Потребительский рынок был восстановлен за счет снижения потребления и увеличения импорта. Финансовая стабилизация не состоялась — инфляция составила фантастические 2509 %. Потреби­тельские цены за 1992 г. выросли в 26,1 раза. Оборотные средства предприятий обесценились.

Идея ваучерной приватизации имела черты социаль­ной справедливости. Балансовую стоимость предприятий на 1 января 1992 г. (в ценах 1984 г.) разделили на коли­чество граждан и выдали им чеки на сумму, примерно со­ответствовавшую «личной доле», полученной после этой арифметической операции, — 10 тыс. рублей. Однако из-за инфляции в 1994 г., когда чековая приватизация за­канчивалась, на эту сумму можно было купить всего два килограмма колбасы.

В 1993—1994 гг. было приватизировано 65 тыс. пред­приятий. В 1996 г. в государственной и муниципальной собственности оставалось 23,1% предприятий и организа­ций.

Угрозу распада России руководство страны пыталось устранить подписанием Федеративного договора.

Причина конфликта между Президентом и парламентом состояла не только в расхождениях по социально-экономи­ческой политике, но и в проблеме распределения власти.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин указом № 1400 объ­явил о роспуске Съезда, Верховного Совета и выборах в новый парламент, а также о. всенародном голосовании по проекту новой Конституции Российской Федерации. Мас­совые демонстрации и попытки захвата ряда стратегичес­ких объектов в Москве привели к применению военной силы для ликвидации конфликта.

Действия Президента Б.Н. Ельцина в этой ситуации бы­ли незаконны с точки зрения действовавшей на тот момент Конституции РСФСР, но легитимны с учетом поддержки действий Президента на референдуме в апреле 1993 г.

 

Домашнее задание:  Ответы на вопросы, поставленные в конце параграфа 69, с.339

 

© yuly-nigil

Сделать бесплатный сайт с uCoz