Перекрестье династий.

 

Мой дед Разумов Семён Петрович в 1890 году переступил порог церковноприходской школы в Ядринском уезде Казанской губернии. В свои неполные 18 лет стал сельским учителем. Работая, не забывал о своих семейных заботах. Поставил на ноги семерых своих детей. Все  три сына пошли по его стопам, а дочери получили начальное образование. Старший, Виктор, кроме успехов на педагогическом поприще, прославился и своим увлечением. Он собирал чувашский фольклор, подготовил и написал многотомный сборник песен, поговорок и пословиц под названием «Эпоха». В 1927 году с этим сборником участвовал в выставке ВДНХ и получил диплом. Мой отец, Никандр Семёнович, тоже был сельским учителем. Пётр Семёнович работал в Казани педагогом в сфере профтехобразования. Однако ни один из трёх братьев не сумел доработать педагогом до пенсии. Виктору и Никандру помешали сталинские репрессии, а младший,  Пётр, уйдя добровольцем на фронт, погиб на войне.

Моя мать, Нигиль Екатерина Ивановна, также работала в школе, её стаж составил 41 год. Бабушка моей жены – Ефремова Любовь Иосифовна была учительницей начальных классов, заслужила звание отличника народного просвещения, была награждена орденом Ленина. Обе её дочери также связали свои судьбы со школой.

Таким образом, в нашей семье пересеклись две учительские династии – Разумовых – Нигиль и Ефремовых – Корочковых. Наш общий педагогический стаж составляет почти 400 лет.

 

Юлий Никандрович Нигиль, ветеран педагогического труда.

 

Тема: Новая экономическая политика

 

Класс:  11                 Учитель – Нигиль Ю.Н.

 

Цель урока: дать представление о причинах введения и сущности новой экономической политики.

 

 Основные знания: значение кризисных явлений 1920-х годов в изменении политического курса правительства (Кронштадтское вос­стание, Тамбовское восстание, крестьянская война в Сибири, го­лод 1921 г. в Поволжье); причины и суть нэпа; многоукладность экономики; развитие кооперации; причины свертывания нэпа.

 

Основные понятия: кооперация, концессия.

 

План урока. 1. Проверка знаний.

2. Причины нэпа.

3. Суть нэпа.

4. Почему свернули нэп.

 

Ход урока:

 

L Проверка знаний осуществляется в форме устного опроса. Расскажите о ненасильственной и вооруженной борьбе народов азиат ских стран за свою независимость. Какая форма сопротивления вла стям характерна более всего в России? Почему?

2. Причины введения нэпа излагаются путем анализа фактов. Школьникам предлагается информация.

«В декабре 1920 г. курс рубля упал в 13 тысяч раз по сравнению с уровнем 1913 г. В мае 1920 г. в Тамбове на крестьянском губернском съезде принята программа вооруженного восстания против власти, ко­торая включала свержение коммунистической партии, созыв Учреди­тельного собрания и образование Временного коалиционного прави­тельства, состоящего из представителей всех антибольшевистски на­строенных партий, прекращение продразверстки, передача земли тем, кто ее обрабатывает. В августе 1920 г. восстание вспыхнуло и до января 1921 г. охватило Воронежскую и Тамбовскую губернии. На подавление брошена кадровая Красная Армия во главе с прославленным полко­водцем М.Н. Тухачевским. 50 тысяч войск использовали артиллерию и самолеты, воевали против своего народа несколько месяцев. 1 марта 1921 г. восстали моряки Кронштадта — базы Балтийского флота. Требования  свобода слова и печати, «полного права крестьян над землей», свободы торговли. Восстание подавлено делегатами X съезда партии под командованием тогда второго лица в партии и государстве — Л.Д. Троцкого. Весна и лето 1921 г. — голод в Поволжье. Причины — отсутствие зерна даже на посев (изъято в ходе продразверсток), засуха, крестьянские восстания. Погибло более 5 млн. человек».

Вопросы для обсуждения: что общего в программах восставших крестьян и моряков? Почему все восстания жестоко подавлялись?  Какой выход из создавшейся ситуации требовался?

  1. Сущность нэпа учитель излагает, предлагая школьникам вер­нуться к таблице 33 урока, где нэп дается в сравнении с политикой «военного коммунизма». Заполняется (или повторяется) правая часть
    таблицы. В конспект урока записываются понятия: кооперация — форма организации производства, основанная на групповой собственнос­ти; концессия — договор на сдачу государством в эксплуатацию част­ным предпринимателям, иностранным фирмам промышленных пред­приятий или участков земли с правом добычи полезных ископае­мых,   строительством   различных   сооружений   и   т.д.   Развитие кооперации дается в пределах фактов, изложенных в учебнике.
  2. Причины свертывания нэпа: школьникам предлагаются факты
    и вопросы к ним.

«Декабрь 1925 г. — на XTV съезде партии Сталин выступает с идеей ускоренной индустриализации промышленности. 18 июля 1926 г. уста­навливается специальный налог для нэпманов. 1927 г.: снижение госу­дарственных закупочных цен (субъективные причины) и неурожаи про­шлых лет (объективные причины) резко сокращают поставки зерна государству. В городах появляется ажиотажный спрос на хлеб и товары первой необходимости. В декабре 1927 г. на XV съезде партии объявляет­ся о вытеснении частного капитала из промышленности и торговли и переходе к коллективизации сельского хозяйства».

Вопросы для комментария: связаны ли единой логической цепоч­кой переход к индустриализации промышленности и конец нэпа? Могла ли власть взять еще где-нибудь денег на нужды промышленности?

В классах с высоким уровнем знаний возможен анализ схемы «Кризисы нэпа и их причины» из брошюры А.А. Данилова «Исто­рия России в таблицах. XX век».

 

Домашнее задание: Данилов А.А. § 19, 20.

 

© yuly-nigil

Сделать бесплатный сайт с uCoz