Тема: Новая экономическая политика
Класс: 11 Учитель – Нигиль Ю.Н.
Цель урока: дать представление о причинах введения и сущности новой экономической политики.
Основные знания: значение кризисных явлений 1920-х годов в изменении политического курса правительства (Кронштадтское восстание, Тамбовское восстание, крестьянская война в Сибири, голод 1921 г. в Поволжье); причины и суть нэпа; многоукладность экономики; развитие кооперации; причины свертывания нэпа.
Основные понятия: кооперация, концессия.
План урока. 1. Проверка знаний.
2. Причины нэпа.
3. Суть нэпа.
4. Почему свернули нэп.
Ход урока:
L Проверка знаний осуществляется в форме устного опроса. Расскажите о ненасильственной и вооруженной борьбе народов азиат ских стран за свою независимость. Какая форма сопротивления вла стям характерна более всего в России? Почему?
2. Причины введения нэпа излагаются путем анализа фактов. Школьникам предлагается информация.
«В декабре 1920 г. курс рубля упал в 13 тысяч раз по сравнению с уровнем 1913 г. В мае 1920 г. в Тамбове на крестьянском губернском съезде принята программа вооруженного восстания против власти, которая включала свержение коммунистической партии, созыв Учредительного собрания и образование Временного коалиционного правительства, состоящего из представителей всех антибольшевистски настроенных партий, прекращение продразверстки, передача земли тем, кто ее обрабатывает. В августе 1920 г. восстание вспыхнуло и до января 1921 г. охватило Воронежскую и Тамбовскую губернии. На подавление брошена кадровая Красная Армия во главе с прославленным полководцем М.Н. Тухачевским. 50 тысяч войск использовали артиллерию и самолеты, воевали против своего народа несколько месяцев. 1 марта 1921 г. восстали моряки Кронштадта — базы Балтийского флота. Требования свобода слова и печати, «полного права крестьян над землей», свободы торговли. Восстание подавлено делегатами X съезда партии под командованием тогда второго лица в партии и государстве — Л.Д. Троцкого. Весна и лето 1921 г. — голод в Поволжье. Причины — отсутствие зерна даже на посев (изъято в ходе продразверсток), засуха, крестьянские восстания. Погибло более 5 млн. человек».
Вопросы для обсуждения: что общего в программах восставших крестьян и моряков? Почему все восстания жестоко подавлялись? Какой выход из создавшейся ситуации требовался?
- Сущность нэпа учитель излагает, предлагая школьникам вернуться к таблице 33 урока, где нэп дается в сравнении с политикой «военного коммунизма». Заполняется (или повторяется) правая часть
таблицы. В конспект урока записываются понятия: кооперация — форма организации производства, основанная на групповой собственности; концессия — договор на сдачу государством в эксплуатацию частным предпринимателям, иностранным фирмам промышленных предприятий или участков земли с правом добычи полезных ископаемых, строительством различных сооружений и т.д. Развитие кооперации дается в пределах фактов, изложенных в учебнике. - Причины свертывания нэпа: школьникам предлагаются факты
и вопросы к ним.
«Декабрь 1925 г. — на XTV съезде партии Сталин выступает с идеей ускоренной индустриализации промышленности. 18 июля 1926 г. устанавливается специальный налог для нэпманов. 1927 г.: снижение государственных закупочных цен (субъективные причины) и неурожаи прошлых лет (объективные причины) резко сокращают поставки зерна государству. В городах появляется ажиотажный спрос на хлеб и товары первой необходимости. В декабре 1927 г. на XV съезде партии объявляется о вытеснении частного капитала из промышленности и торговли и переходе к коллективизации сельского хозяйства».
Вопросы для комментария: связаны ли единой логической цепочкой переход к индустриализации промышленности и конец нэпа? Могла ли власть взять еще где-нибудь денег на нужды промышленности?
В классах с высоким уровнем знаний возможен анализ схемы «Кризисы нэпа и их причины» из брошюры А.А. Данилова «История России в таблицах. XX век».
Домашнее задание: Данилов А.А. § 19, 20.