Перекрестье династий.

 

Мой дед Разумов Семён Петрович в 1890 году переступил порог церковноприходской школы в Ядринском уезде Казанской губернии. В свои неполные 18 лет стал сельским учителем. Работая, не забывал о своих семейных заботах. Поставил на ноги семерых своих детей. Все  три сына пошли по его стопам, а дочери получили начальное образование. Старший, Виктор, кроме успехов на педагогическом поприще, прославился и своим увлечением. Он собирал чувашский фольклор, подготовил и написал многотомный сборник песен, поговорок и пословиц под названием «Эпоха». В 1927 году с этим сборником участвовал в выставке ВДНХ и получил диплом. Мой отец, Никандр Семёнович, тоже был сельским учителем. Пётр Семёнович работал в Казани педагогом в сфере профтехобразования. Однако ни один из трёх братьев не сумел доработать педагогом до пенсии. Виктору и Никандру помешали сталинские репрессии, а младший,  Пётр, уйдя добровольцем на фронт, погиб на войне.

Моя мать, Нигиль Екатерина Ивановна, также работала в школе, её стаж составил 41 год. Бабушка моей жены – Ефремова Любовь Иосифовна была учительницей начальных классов, заслужила звание отличника народного просвещения, была награждена орденом Ленина. Обе её дочери также связали свои судьбы со школой.

Таким образом, в нашей семье пересеклись две учительские династии – Разумовых – Нигиль и Ефремовых – Корочковых. Наш общий педагогический стаж составляет почти 400 лет.

 

Юлий Никандрович Нигиль, ветеран педагогического труда.

 

   Класс: 9                    Учитель – Нигиль Ю.Н.

 

   Тема: СССР в 30-ые годы

 

Цель урока: дать представление о диктатуре И.В.Сталина

 

Основные знания: истоки сталинизма, волны репрессий, строительство социализма любой ценой, борьба с «врагами народа», демократия, Конституция 1936 г.

 

Оборудование урока: политическая карта мира 1930-х гг., политическая карта СССР, учебники и хрестоматии.

 

План урока. 1. Проверка домашнего задания.

              2. Тестирование по основным событиям истории СССР 30-ых гг.

 

Ход урока:

 

1. Цель так называемого «Закона 1 декабря», принятого вскоре после убийства СМ. Кирова в 1934 г.:

а)  увековечить память СМ. Кирова;

б)  наказать убийц СМ. Кирова;

в)  обосновать массовые репрессии в стране.

2. Категория населения тридцатых годов, обозначенная термином «лишенцы»:

а)   крестьяне-бедняки, проводившие раскулачивание на местах:

б)   все, кто по каким-либо причинам был лишен избирательных
прав;

в)   безработные, состоящие на учете на бирже труда.

 

3. Укажите судьбу Л.Д. Троцкого — главного противника И.В. Сталина:

а)   умер от старости в 1940 г.;

б)   был убит агентами ОГПУ в 1940 г.;

в)   попал в автомобильную катастрофу в 1940 г.

 

4. Целью массового террора 1930-х гг. было:

а)   наведение дисциплины и порядка:

б)   устрашение врагов советской власти;

в)   создание образа врагов народа, на которых можно было переложить все неудачи внутренней и внешней политики.

5. Первыми из советских маршалов были репрессированы:

а)   В.К. Блюхер;                              г) А.И. Егоров;

б)   СМ. Буденный:                          д) М.Н. Тухачевский.

 

]. Тестирование по материалам уроков

  1. 1.    И.В. Сталин был против досрочного освобождения заключенных, потому что:

а)   боялся обострить криминогенную обстановку в стране;

б)   не хотел падения дисциплины в местах заключения;

в)   не мог позволить уменьшить контингент бесплатной рабочей
силы, каковой являлись заключенные.

 

2.       Карточки на получение продуктов питания в городах страны были отменены:

а) в 1935 г.; б) в 1936 г.: в) в 1937 г.

 

  1.    Создателем и первым руководителем Союза советских писателей был:

 

а) А.А. Фадеев; б) A.M. Горький; в) М.А. Шолохов.

 

 

  1.    Один из советских бестселлеров 1934 г., автором которого стал писа­тель-инвалид:

а)   «Мы» Е.И. Замятина;

б)   «Разгром» А. Фадеева;

в)   «Как закалялась сталь» Н. Островского.

 

  1. .Советский ученый, известный физик, чей сын также стал физиком, ведущим популярной телепередачи «Очевидное — невероятное»:

 

а) СВ. Лебедев; б) П.Л. Капица; в) И.В. Курчатов.

 

 

Ключ: 1 в; 2 б; 3 б; 4 в; 5 б

 

Домашнее задание: прочитать параграф 50 для ознакомление с материалом.

© yuly-nigil

Сделать бесплатный сайт с uCoz